Сегодня количество конфликтов в школьной среде растет. Возникают новые противоречия в процессе взаимодействия «учитель – ученик», «учитель – учитель», «учитель – родитель» и т.д. Характерны конфликты между детьми разного возраста и социального происхождения, между одноклассниками за право быть лидером, между учащимися и учителями, учителями и родителями.
Медиативный подход - путь для разрешения таких ситуаций, в основе которого лежит ценность построения или восстановления конструктивных отношений, сотрудничество и умение договариваться в сложных ситуациях.
Школьная медиация - одна из самых перспективных технологий конструктивного разрешения конфликтов с участием посредника-медиатора, который является для участников спора нейтральным, беспристрастным. Он помогает конфликтующим принять взаимовыгодное решение и создает условия для конструктивного диалога.
Ребенок большую часть времени проводит в школе, поэтому школьные отношения в значительной степени влияют на ребенка и на его дальнейшее развитие. Именно в школе он учится строить отношения с окружающими. Если за время обучения учащийся не освоил допустимые в обществе способы взаимодействия с другими людьми, возникает риск, что в дальнейшем он не сможет выстраивать личные и профессиональные отношения.
Если вы хотите с кем-то помириться или загладить вину и не знаете, как это сделать, – обратитесь в нашу школьную службу медиации!
В условиях модернизации образования в Республике Беларусь основной акцент ставится на развитие у учащегося, как субъекта учебного взаимодействия, инициативности, самостоятельности, ответственности, способности вступать в диалог с другим человеком, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Школьная служба медиации позволяет на практике обучать ненасильственным формам взаимодействия и демонстрирует преимущества конструктивного разрешения конфликта.
Школьная служба медиации удачно дополняет уже существующую систему управления школой. Благодаря применению медиативного подхода в практику работы учреждений образования вошли новые, эффективные формы разрешения конфликтных ситуаций.
Основные показатели эффективности деятельности школьной службы медиации являются:
1) снижение количества школьных конфликтов;
2) снижение количества правонарушений со стороны учащихся;
3) улучшение социально-психологического климата классного коллектива;
4) рост сотрудничества между педагогами и родителями;
5) более глубокая вовлеченность родителей в учебно-воспитательный процесс.
Критерии и показатели, согласно которым определяется эффективность инновационной деятельности
Критерии |
Показатели критериев |
Качественные измерители/компонент |
1. Конфликтологическая компетентность учащихся, педагогов, родителей, администрации |
-когнитивный компонент; -аффективный компонент; -поведенческий компонент.
|
Анкетирование, тестирование коммуникативных способностей и навыков; методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной), анализ конкретных конфликтных ситуаций (по схеме анализа конфликта), тест «Уровень конфликтности личности», тест «Самооценка конфликтности». |
2. Практическая готовность к осуществлению примирения в качестве посредника участников школьной службы медиации и разрешения конфликтов. |
Наличие практических знаний и умений, необходимых для осуществления примирения в качестве посредника и проведения медиации |
Моделирование учебной медиации, шкала оценки компетенций медиатора. |
3. Мотивационно-ценностная готовность к конструктивному разрешению конфликтов. |
Толерантность, эмпатия, стремление к диалогу, ценностные ориентации. |
Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко), методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко. |
4. Овладение правовыми знаниями |
Уровень правовой осведомленности участников образовательной среды об альтернативных способах разрешения споров и конфликтов |
Анкетирование, тестирование, опросник правовой грамотности. |
5. Социально-психологическая компетентность учителей |
Стили взаимодействия, стиль разрешения конфликтов, локус контроля. |
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). |
6. Психологическая безопасность образовательной среды |
Взаимоотношения с учителями, взаимоотношения с учениками, возможность высказать свою точку зрения, сохранение личного достоинства, возможность обратиться за помощью, возможность проявлять инициативу, уважительное отношение. |
Методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы». |
7. Степень удовлетворенности деятельностью школьной службы медиации и примирения. |
- учителей - родителей - учащихся - администрации |
Создание банка данных на основе мониторинга, использование опросника оценки удовлетворенности деятельностью. |
8. Качество и эффективность деятельности школьных служб медиации и примирения. |
Планирование деятельности. Мониторинг качества и эффективности деятельности. |
Данные анкетирования, статистика разрешения школьных конфликтов с помощью альтернативных методов (качественный и количественный анализ). |
Работа школьной службы медиации позволяет участникам образовательных отношений принимать более активное участие в разрешении проблем, возникающих в школьной среде, открыто говорить о своих чувствах и делиться своими идеями, позитивно оценивать разрешение конфликтных ситуаций, брать на себя ответственность за разрешение спора и возмещения вреда в случае противоправного поведения, управлять собственными конфликтами и предупреждать их, признавать право каждого на различия в личностных особенностях и мнениях. В результате практики медиации у учащихся повышается самооценка, развиваются лидерские качества, улучшаются коммуникативные навыки. Учащиеся приобретут навыки ассертивного (уверенного) поведения, научатся управлять своими эмоциями, будут ориентированы на разрешение конфликтов мирным путем.
Что дает медиация
Школьникам:
- Принимать более активное участие в разрешении проблем, возникающих в школьной среде.
- Учиться более открыто говорить о своих чувствах и делиться своими идеями.
- Учиться более позитивно оценивать разрешение конфликтных ситуаций.
- Брать на себя ответственность за разрешение спора и возмещения вреда в случае противоправного поведения.
- Учиться управлять собственными конфликтами и предупреждать их.
- Учиться признавать право каждого на различия в личностных особенностях и мнениях.
- Переносить в другие ситуации, а также во взрослую жизнь полученные навыки ведения диалога в процессе медиации школьники.
Родителям и родительскому комитету:
- Возможность обратиться в службу:
- в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ними (в случае конфликта ребенка и взрослого при проведении медиации обязательно участие взрослого медиатора).
- в случае конфликта с учителем.
- по поводу конфликтов с администрацией.
- Можно освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.
Педагогам:
- Появляется возможность конструктивно управлять школьными конфликтами.
- Конфликты использовать в качестве воспитательной функции, которая при правильной организации может помочь развитию школьников.
- Приобрести новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде.
- Освоить новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.
- Освоить восстановительный подход для поддержания порядка в детской среде.
- Укрепить роль школьного самоуправления.
Школе:
- Снизить количество школьных конфликтов.
- В разрешении конфликтных ситуаций ориентироваться на конструктивные, примирительные способы.
- Снизить количество правонарушений со стороны школьников.
- Среди участников школьной среды повысить способность к сотрудничеству и взаимопониманию.
- Повысить уровень успеваемости.
- Улучшить социально-психологический климат школьного класса.
- Укрепить сотрудничество между педагогами и родителями, родители проявляют большую заинтересованность в учебной деятельности ребенка.