«Для воспитания детей нужен не великий ум,
а большое сердце – способность к общению,
к признанию равенства душ».
С. Л. Соловейчик.
Нравственное воспитание в начальной школе
Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный для духовно-нравственного становления личности, период интенсивного развития эмоциональной сферы, когда чистые странички детской души открыты для восприятия окружающего мира. Как же заложить у младшего школьника основы человечности – сопереживания, щедрости, доброты, умения и желания прийти на помощь? Всем известно: каким вырастет человек, зависит от того, какие морально-нравственные установки он получил в детстве. Важно помнить высказывание В. Ф. Одоевского: «Не спешите преждевременно сделать вашего ученика ботаником, зоологом, приучите его прежде всего быть человеком».
Воспитание – двусторонний процесс, суть которого – воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам.
Процесс обучения в школе – это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников.
В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это- начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи духовно-нравственного опыта. Современный учитель должен организовать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.
Старшеклассники
Нравственность старшеклассников – одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам всем нам знакомым:
- утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе
- проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека. Негативное окружение и медиабезграмотность уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей. Учитывая эти проблемы, в старших классах нужно уделить особое внимание привитию настоящих ценностей, таких как:
- нравственность и духовность
- интеллектуальное развитие
- ценность семьи
- здоровый образ жизни.
Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью различных направлений работы:
- Организация волонтёрской и благотворительной деятельности.
- Обсуждение вопросов веры и смысла жизни.
- Семейное воспитание.
- Отношения между разными полами.
- Воспитание здорового образа жизни.
- Любовь к родине.
- Эстетическое воспитание – любовь к прекрасному.
- Бесконфликтное общение.
- Правильное отношение к труду.
- Финансовая грамотность.
Актуальны следующие формы работы: благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы и многое другое.
Направления работы классного руководителя
Классный руководитель – человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду.
Задачи работы классного руководителя:
- развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников
- развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности
- проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы
- исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей
- обучение внимательно относиться к здоровью как залогу истинной нравственности
- взаимодействие школы и родителей с помощью совместных событий, индивидуальной работы, родительских собраний
Функции классного руководителя в процессе формирования духовно-нравственных качеств личности учащихся:
- проведение педагогической диагностики и анализ результатов воспитательной работы (изучение ценностей, жизненных ориентиров и уровня воспитанности учащихся класса и т.п.)
- проведение классных, информационных часов, игр, тематических мероприятий, направленных на духовно-нравственное развитие
- проведение комплекса последовательных и взаимосвязанных мероприятий с целью поддержания ценностно-ориентационного единства классного коллектива (изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий, семьи, учреждения образования, классного коллектива)
- привлечение родительской общественности к тесному взаимодействию в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности учащихся (педагогическая диагностика запросов и ожиданий, совместная подготовка и проведение мероприятий)
Формы духовно-нравственного воспитания
- Факультативные, индивидуальные и групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.
- Творческая художественная деятельность обучающихся: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, музыкально-сценические движения.
- Организация волонтёрского движения, благотворительных акций.
- Проведение праздников и мероприятий.
- Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей и т.п.)
- Исследовательская деятельность учащихся.
- Коллективно-творческие дела.
- Экскурсии.
- Организация выставок и инсталляций.
- Тематические и творческие вечера.
- Совместно организованные с родителями праздники.
Педагогическая культура родителей
Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат. Такие родители являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка.
Выводы
Духовно-нравственное воспитание – один из главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствуем тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.