Духовно-нравственное воспитание

 

«Для воспитания детей нужен не великий ум,

                                                                                              а большое сердце – способность к общению,

                                                                 к признанию равенства душ».

                                С. Л. Соловейчик.

 

 

Нравственное воспитание в начальной школе

Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный для духовно-нравственного становления личности, период интенсивного развития эмоциональной сферы, когда чистые странички детской души открыты для восприятия окружающего мира. Как же заложить у младшего школьника основы человечности – сопереживания, щедрости, доброты, умения и желания прийти на помощь? Всем известно: каким вырастет человек, зависит от того, какие морально-нравственные установки он получил в детстве. Важно помнить высказывание В. Ф. Одоевского: «Не спешите преждевременно сделать вашего ученика ботаником, зоологом, приучите его прежде всего быть человеком».

Воспитание – двусторонний процесс, суть которого – воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам.

Процесс обучения в школе – это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников.

В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это- начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи духовно-нравственного опыта. Современный учитель должен организовать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.

Старшеклассники

Нравственность старшеклассников – одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам всем нам знакомым:

  • утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе
  • проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека. Негативное окружение и медиабезграмотность уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей. Учитывая эти проблемы, в старших классах нужно уделить особое внимание привитию настоящих ценностей, таких как:
  • нравственность и духовность
  • интеллектуальное развитие
  • ценность семьи
  • здоровый образ жизни.

Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью различных направлений работы:

  1. Организация волонтёрской и благотворительной деятельности.
  2. Обсуждение вопросов веры и смысла жизни.
  3. Семейное воспитание.
  4. Отношения между разными полами.
  5. Воспитание здорового образа жизни.
  6. Любовь к родине.
  7. Эстетическое воспитание – любовь к прекрасному.
  8. Бесконфликтное общение.
  9. Правильное отношение к труду.
  10. Финансовая грамотность.

Актуальны следующие формы работы: благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы и многое другое.

Направления работы классного руководителя

Классный руководитель – человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду.

Задачи работы классного руководителя:

  • развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников
  • развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности
  • проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы
  • исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей
  • обучение внимательно относиться к здоровью как залогу истинной нравственности
  • взаимодействие школы и родителей с помощью совместных событий, индивидуальной работы, родительских собраний

Функции классного руководителя в процессе формирования духовно-нравственных качеств личности учащихся:

  • проведение педагогической диагностики и анализ результатов воспитательной работы (изучение ценностей, жизненных ориентиров и уровня воспитанности учащихся класса и т.п.)
  • проведение классных, информационных часов, игр, тематических мероприятий, направленных на духовно-нравственное развитие
  • проведение комплекса последовательных и взаимосвязанных мероприятий с целью поддержания ценностно-ориентационного единства классного коллектива (изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий, семьи, учреждения образования, классного коллектива)
  • привлечение родительской общественности к тесному взаимодействию в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности учащихся (педагогическая диагностика запросов и ожиданий, совместная подготовка и проведение мероприятий)

Формы духовно-нравственного воспитания

  1. Факультативные, индивидуальные и групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.
  2. Творческая художественная деятельность обучающихся: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, музыкально-сценические движения.
  3. Организация волонтёрского движения, благотворительных акций.
  4. Проведение праздников и мероприятий.
  5. Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей и т.п.)
  6. Исследовательская деятельность учащихся.
  7. Коллективно-творческие дела.
  8. Экскурсии.
  9. Организация выставок и инсталляций.
  10. Тематические и творческие вечера.
  11. Совместно организованные с родителями праздники.

Педагогическая культура родителей

Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат. Такие родители являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка.

Выводы

Духовно-нравственное воспитание – один из главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствуем тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.

Книги из фонда
информационно-библиотечного центра

Буткевич, В.В.

Моё Отечество. VII класс: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения. – Минск: Нац.. ин-т образования, 2017. – 208 с.

Пособие содержит методические материалы для проведения занятий с учащимися VII классов в рамках реализации учебной программы факультативных занятий « Моё Отечество» для V-   VII классов учреждений общего среднего образования.

Азбука этических ценностей : пособие для педагогов  учреждений общ. сред. образования / В. Т. Кабуш [и др.];  под ред. В. Т. Кабуша. — Минск : Нац. ин-т образования, 2013. — 192 с.

В пособии рассматриваются основные этические категории, образующие суть общечеловеческих ценностей и составляющие основу нравственного воспитания учащихся.

Буткевич, В. В.

Моё Отечество : 6-й класс : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В. В. Буткевич, О. В. Тотлкачева. — Минск : Нац. ин-т образования, 2014. — 183 с.

Пособие содержит информационно-методические рекомендации педагогам по организации и проведению факультативных занятий, а также учебную программу факультативных занятий « Моё Отечество» для VI классов учреждений общего среднего образования.

Буткевич, В. В.                Мое Отечество : пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / В. В. Буткевич, О. В. Толкачева. — Минск : Нац. ин-т образования, 2012. — 224 с. : ил.                В пособии раскрываются педагогические возможности формирования гражданственности и патриотизма у учащихся V классов на факультативных занятиях «Мое Отечество». Пособие содержит программу факультативных занятий, методику их проведения, материалы к занятиям. 

 Гавриловец К. В.

Гуманистическое воспитание в школе: Пособие для директоров шк., учителей, кл. рук. — Мн., Полымя, 2000.- 128 с.

В книге рассмотрена природа гуманности как личностного качества человека, показаны пути и способы развития гуманистического потенциала личности в учебно-воспитательном процессе.

Раскрыты методические аспекты развития духовной сферы школьников. Представлен опыт вовлечения учащихся в ценностно-поисковую деятельность. Проанализирована роль социального, художественного, технического творчества в развитии гуманного отношения к людям.

 Верашчагіна А.

Праваслаўныя святы на Беларусі: Дапам. Для педагогаў, выхавальнікаў, выкладчыкаў факультатыва “ Рэлігіязнаўства”/А.Верашчагіна. – Мн.:Маст.літ., 2001.- 126 с.

У дапаможніку даецца апісанне святаў беларускага праваслаўнага календара – іх гісторыі, паходжання, генезісу і сучаснага стану. Значная ўвага надаецца рэгіянальным асаблівасцям беларускіх святаў, звязаным з гістарычнымі ўмовамі іх фарміравання.

Грыгаровіч І.І.

Беларуская іерархія/ Мн.: БелЭн, 1992. 102 с.

Гэты твор вядомага беларускага гісторыка і археографа пратаіерэя І.І. Грыгаровіча напісаны ў 1824 г. і доўгі час лічыўся згубленым.

Кулагін , А.М.

Каталіцкія храмы Беларусі / А.М.Кулагін; фатограф А.Л.Дыбоуск!. — Мінск: Беларус. Энцыклапедыя імя П.Броукі, 2008. 488 с.

Выданне прысвечана касцельнаму дойлідству з часоу старажытнасці  і да нашых дзён. У ім змешчана інфармацыя пра вядомыя касцёлы, кляштары, капліцы, якія ўвайшлі  ў  у скарбонку сусветнай архітэктуры, а таксама малавядомыя помнікі і тыя,  што не дайшлі  да нас па розных прычынах.

Кулагін,  А.М.

 Праваслауныя храмы на Беларусі / А.М.Кулагін; Маст. І.І.Бокі. — Мн.: БелЭн, 2001. — 328 с.

Энцыклапедычны даведнк «Праваслауныя храмы на Беларусі» прысвечаны царкоунаму дойлідству з часоу старажытнасці  да нашых дзён. У ім змешчана інфармацыя пра вядомыя помнікі— цэрквы, манастыры, капліцы, якія увайшлі  ў скарбонку сусветнай архітэктуры, малавядомыя  помнікі і  тыя, якія не дайшлі  да нас па розных прычынах.

Аляксееў А., Лукашэвіч А.

Спадчына Беларусі. – Мінск: УП” Мінская фабрыка каляровага друку”, 2007. 319 с.

Суша, А.А.

Францыск Скарына. У 3 ч. Ч.1. Чалавек-энцыклапедыя : для сярэд. І  ст. шк. узросту /

Алесь Суша. — Мінск : Беларус. Энцыкл. імя П. Броукі, 2016. — 120 с. : іл. — (Беларуская дзіцячая энцыклапедыя).

Книга серыі «Беларуская дзіцячая энцыклапедыя» прысвечана беларускаму першадрукару Францыску Скарыне, які  з’яуляецца, верагодна, самым яркім і найбольш вядомым творцам беларускай культуры, здольным прадставіць яе ва усёй шматграннасці і паунаце. Гэта сапрауды чалавек-энцыклапедыя і універсальная асоба. Яго талент праяуляуся літаральна ва усім: беларускі і усходнеславянскі  першадрукар, выдавец, перакладчык Бібліі  на родную мову,пі сьменнік, філосаф-гуманіст, геолаг, вучоны, лекар, батанік, грамадскі  дзеяч, прадпрымальнік...

Тарасау С.

Фрэскі:  Абразкі  і апавяданні: Для сярэд. шк. узросту / Сяргей Тарасау;  Маст. М. М. Купава.- Мн.: Маст. літ., 2004.- 102 с.

Кніга вядомага археолага і  пісьменніка Сяргея Тарасава складаецца з апавяданняу і абразкоу, прысвечаных стражытнай гісторыі  краіны — яе гарадам і замкам, а таксама нашым славутым землякам. У шэрагу творау дауніна суседнічае з сучаснасцю.

Дубянецкі, Э.С.

Асветнікі  Беларусі. Сымон Будны. Васіль Цяпінскі. Іпацій Пацей : для сярэд.  і ст. шк. узросту / Э.С. Дубянецк!. — Мінск : Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броукі, 2016. — 72 с. : іл. — (Ганаруся табой, Беларусь).

У кнізе ў папулярнай форме распавядаецца пра жыццёвы шлях, светапогляд  і  шматгранную асветніцкую дзейнасць трох хрысщянскіх асветнікау  16—17 стагоддзяу, якія, нягледзячы на розніцу у рэлігійных і філасофскіх поглядах унеслі  значны уклад у развіццё пісьменнасці  і  кніжных ведау на бела рускіх  землях - пратэстанцкіх дзеячау, друкароу Сымона Буднага  і Васіля Цяпінскага  і уніяцкага царкоунага  дзеяча і пісьменніка Іпація Пацея.

Дубянецкі, Э.С.

Асветнікі  Беларусі.  Ефрасіння Полацкая. Кірыла Тураускі. Францыск Скарына : для сярэд. і ст. шк. узросту / Э.С. Дубянецкі. — Мінск : Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броукі, 2016. — 72 с.  — (Ганаруся табой, Беларусь).

У кнізе ў папуля рнай форме апавядаецца пра жыццёвы шлях, светапогляд  і  шматгранную асветніцкую дзейнасць хрысціянскай спадвіжніцы, ігуменні  манастыра Сятога Спаса ў Полацку Ефрасінні  Полацкай,  багаслова, цакоунага пісьменніка, епіскапа  Кірылы Тураускага і беларускага,  усходнеславянскага першадрукара, культурнага дзеяча, мысліцеля-гуманіста Францыска Скарыны.

Ткачев, М.А.

Замки Беларуси /М.А. Ткачев. — 3-е изд. — Минск: Беларусь, 2007. —200 с.: ил.

В этой книге, созданной на основе богатого фактического материала, рассказано о памятниках оборонного зодчества, которые расположены на территории Беларуси, об истории их возникновения, а также о важных исторических событиях, связанных с ними.  

Мысліцелі  і  асветникі  Беларусі:  Энцыкл. даведнк / Беларус. Энцыкл.; Гал. рэд. «Беларус. Энцыкл.»: Б.1. Сачанка (гал. рэд.) і нш.; Маст. Э.Э. Жакевіч. — Мн.: БелЭн, 1995. — 671 с.

«Мысліцелі  і  асветнікі  Беларусі» — першы ў Рэспубліцы Беларусь энцыклапедычны даведнік, у якім змешчаны матэрыялы пра жыццёвы шлях і  дзейнасць прадстаункоу філасофскай і  грамадскай думкі і асветнікаў  краіны ад старажытных часоу да пачатку 20 стагоддзя. У даведніку змешчаны  больш за 650 персаналій. Выданне багата ілюстравана партрэтамі  дзеячау, выявамі мясцін, звязаных з іх жыццём і творчасцю, рэпрадукцыямі з  іх твораў  і карцін.

Бажэнава, В.Дз.

Радзівілы. Альбом партрэтаў XVIII – XIX стагоддзяў. – Мінск: Беларус. Энцыкл. імя П.Броўкі, 2010. – 524 с.- (Энцыклапедыя рарытэтаў).

 

Книги из фонда Щучинской детской библиотеки

Детям о справедливости : сб. / сост. А. В. Велько. — Минск : Белорусская Православная Церковь, 2014. — 63 с. : ил.

Справедливость — это ответ на поступки, когда человек получает за них то, что заслужил. Если человек совершает доброе дело — оно возвращается добром и хорошим отношением. Но если человек совершает плохой поступок, даже если о нём никто не узнает, то позже всё равно это станет известно.

В сборник вошли пословицы, поговорки, стихи, сказки и рассказы классических и современных авторов для детей младшего и среднего школьного возраста о справедливости.

Детям о Рождестве : сб. / сост. А. В. Велько. — Минск : Белорусская Православная Церковь, 2012. — 63 с.

Рождество — это день прихода в мир Спасителя, рождения Божественного Младенца. Славу Ему воспевают Ангелы на небесах и люди на земле. И больше всего Ему радуются чистые сердцем дети.

В сборник вошли литературные произведения классических и современных писателей для детей младшего и среднего школьного возраста о радостном и светлом празднике Рождества Христова.

Детям о горе : сб. / сост. А. В. Велько. — Минск: Белорусская Православная Церковь, 2014. — 63 с.

Принято считать, что детство — золотая пора, где ни горя, ни бед. Но жизнь человека наряду с радостями полна несчастий, и невозможно её прожить без печали. Зачастую горе касается и души ребёнка. Как к этому относиться? Верующие люди говорят, что скорби помогают яснее видеть Бога, пострадавшего за нас, и ощутить Его силу и милосердие. Ведь нужно помнить, что «по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1, 5). И придёт время вечного блаженства со Христом: «И отрёт Бог всякую слезу с очей» (Откр. Т, 17).

В сборник для детей среднего школьного возраста вошли сказки и притчи о Горе горемычном, а также рассказы и стихи о людских невзгодах. Но грусть этих произведений светла, они учат преодолевать беду, обращаясь сердцем к Богу.

Лебедева, Г. В.  Петельки : рассказы : для мл. и сред. шк. возраста / Галина Лебедева. — Минск: Белорусская Православная Церковь, 2014. — 72 с.  

Герой рассказов, мальчик Коля, ещё даже не ходит в школу. Лето он проводит в деревне у бабушки с дедушкой. Они учат любимого внука уважать людей и беречь природу, трудиться и дорожить дружбой, говорить правду и отличать добро от зла. В книге есть место и юмору — как же без него рассказать о невероятных шалостях Коли и его подруги Полинки, и тихой грусти.

Детям о честности : сб. / сост. А. В. Вельк. — Минск : Белорусская Православная Церковь, 2013. — 79с.

В сборник вошли стихи и рассказы классических и современных писателей для детей о честности, важнейшем нравственном качестве христианина. Честность — это  правдивость и правдолюбие, искренность и прямодушие, это добросовестность в делах и порядочность в отношениях, это стремление к справедливости и верность своему слову. Поэтому важно воспитывать эту добродетель у детей с малолетства, учить маленького человека слушать свою совесть и поступать так, как она велит.

Михаленко, Е. И. Добрые сказки : для дошкольного и мл. школьного возраста . — 3-е изд. -Минск: Белорусская Православная Церковь, 2013.

Детям о счастье : сб. / сост. А. В. Велько. — 2-е изд. — Минск : Белорусская Православная Церковь, 2013. — 63 с.

Быть добрым — значит быть счастливым. Счастье не мимолётно, оно может стать состоянием души у каждого из нас и присутствовать в нас постоянно. Для этого надо быть добрым и любить Бога, людей и всё, что нас окружает. Мы радуемся, если окружающим хорошо, если все здоровы и ни в чём не нуждаются, если кому-то помогаем в беде... Радуемся своей вере, молитве, службе в храме...

В сборник вошли стихи и рассказы классических и современных писателей для детей о счастье.

Детям о любви / сост. Н. Г. Куцаева. — Минск : Белорусская Православная Церковь, 2011. — 63с.

В сборник вошли литературные произведения о любви классических и современных писателей для детей среднего школьного возраста. Самым важным чувством в жизни человека является любовь — к родным и близким людям, к детям и родителям, к миру, который нас окружает,

а главное, к Создателю, Творцу всего живого. И именно любовь способна очистить и спасти душу, привести её к Господу.

Детям о семье : сб. / сост. А. В. Велько. — 2-е изд. — Минск : Белорусская Православная Церковь, 2013. — 63 с. : ил.

В сборник вошли стихи и рассказы классических и современных писателей для детей о семье. Семья для православного христианина — малая Церковь. В семье воспитывается будущее поколение, научается оно любви и вере, терпению и заботе, прощению и самопожертвованию.

Детям о дружбе / сост. И. А. Старостина. — Д38 Минск : Белорусская Православная Церковь,

  1. — 55 с. : ил.

В сборник вошли литературные произведения классических и современных писателей для детей младшего школьного возраста.

Настоящая дружба -это Божий дар. Она рождается ‚ глубоко в сердце человека, часто в детстве, и нередко остаётся на всю жизнь.

Детям о любознательности : сб. / сост. А. В. Велько. — Минск : Белорусская Православная Церковь, 2014. — 63 с.

Любознательность — это важная черта характера не только для детей, но и для взрослых. Она дарит людям радость больших и малых открытий, даёт возможность заглянуть за горизонт, Любознательность придаёт жизни искренний интерес, позволяет расширить наше представление о нас самих и богатстве окружающего мира. А это в свою очередь помогает нам в поисках Истины.

Детям о воспитании : сб. / сост. А. В. Велько. — Минск : Белорусская Православная Церковь, 2014. — 63 с.

Евангелие учит, что главное в жизни человека — правильное состояние его сердца. Под «сердцем» понимается тот центр внутренней жизни человека, в котором сосредоточиваются его желания и чувства и который определяет его нравственную жизнь. Если Сам Спаситель сказал, что «от сердца исходят помышления злая» (Мф. 15 :19), то очевидно, что без воспитания сердца человек обойтись не может.

Николаев В. Н.

БЕЗОТЦОВЩИНА/ Документальная повесть. 2-е изд. -М: СофтИздат, 2009. - 200 с.: ил.

Жизнь пережить — не поле перейти : историческая повесть . Из воспоминаний ./Клавдия  Владимировна Лукашевич . - М.: Сибирская Благозвонница, 2011.

Как много поучительного, прекрасного, доброго, вечного мы можем почерпнуть подчас из уроков прошлого. Любое произведение Клавдии Владимировны Лукашевич может подсказать каждому человеку, особенно юному, правильно ли он относится к жизни, помочь «оглянуться назад», на других и на себя...

Самарский, М. А, Радуга для друга: Повесть./Михаил Александрович  Самарский. —М.: Сибирская Благозвонница, 2011.

"Доброта это то, что может услышать глухой и увидеть слепой", - написал однажды Марк Твен. С этим трудно не согласиться. Все люди на земле нуждаются и в милосердии, и в любви... Но особенно необходимы тепло и участие тем, кто, по каким-то причинам, лишен возможности слышать звуки, различать цвета и вообще полноценно воспринимать наш прекрасный мир. И так важно для них, чтобы рядом оказалось любящее и преданное существо, пусть даже это собака-поводырь. Повесть "Радуга для друга" написана тринадцатилетним подростком. И это не просто повествование о дружбе Лабрадора и слепого мальчика, это - повесть о нас и о тех, кто в нашей суетной жизни… 

Протоиерей Александр Торик.

Dimon: сказка для детей от 14 до 104 лет: повесть. - М: Сибирская Благозвонница, 2008. - 237 с.

Перед глазами Димона, в бескрайнем пространстве темноты сверкало разноцветными огнями, гигантское вдаль и в ширину, хотя, в высоту и не выше обычной пятиэтажки, сооружение. Вдоль всего видимого фасада виднелись подсвеченные прожекторами разноцветные рекламные щиты с какими-то картинками и надписями на разных языках. 

Веселов Михаил.

 Метельный звон. — С.-Пб.: Издатель В.П. Базунов, 2010. -  240 с.

Удивительная по красоте и искренности, исполненная  юмора и доброты книга талантливого русского писателя самородка Михаила Веселова о главном: о Любви, о Добре и Правде, Верности, Дружбе, предательстве и Благодарности. Книга посвящена  сыновней памяти учителя и духовного

наставника, отца Евгения Никитина, к которому со скорбью можно  отнести, слова:  «Нет  пророка в своем Отечестве».

 Куликова Р.

Поезд по имени Жизнь. - М.: «Символик»,  2015. - 208 с., ил. - (Улыбка  детства).

Хотите узнать, когда вырастают валенки на берёзе? Как открыть прачечную для денег? Что делает Дед Мороз, у которого стихи из головы вдруг улетели на юг? Тогда эта книга для вас! .Она не только о смешном и курьёзном. Прежде всего она - о важном и очень серьёзном! Она о том, как духовно растёт мальчик Даня Казаков, как окружающие люди, от которых "доброта идёт ко всем, как по проводам", помогают ему стать настоящим христианином - "ближнимпомогательным" Человеком. Окунитесь в чистую, порывистую, искреннюю стихию детства - и вы вместе с героем повести помчитесь в "поезде по имени Жизнь". Эта книга для детей, она расскажет им, что принять правильное решение - нелёгкий труд, которому душа должна учиться. Эта книга и для взрослых, им она подскажет, как естественно, без принуждения, с юмором и любовью привить детям православные истины, окружив их атмосферой радости и взаимопонимания. .Для среднего школьного возраста.

ДОБРОЕ СЛОВО

У Пеночки-веснички вывелись в гнёздышке птенцы. Это были первые её птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовёт её:  -  Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнёздышке.

Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:  - Дрозд, ну что ты там всё щёлкаешь? Иди, посмотри, какие птенцы у меня в гнёздышке лежат.           На старом берёзовом пне грелась Гадюка. Услышала она, как говорила  Пеночка-весничка Зарянке:   — Это они у меня пока птенцы, а вырастут — птицами будут.           «А вот и не будут, — подумала Гадюка, сползая с пня. — Кольну сейчас каждого по разу и нечему радоваться будет».           Её не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке-весничке отомстить сразу за всех. А Пеночка увидела её и крылышками всплеснула:  — Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнёздышке,,. Ну что  ты остановилась? Иди сюда.           Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит её. Её, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала «змеюшка», а Пеночка сказала «милая». И Гадюка не двигалась с места.  — Ну что же ты, — погрустнела Пеночка. — Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут — птицами будут.           Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых живых комочков с открытыми ртами. Сказала:  — Они будут птицами.           И отодвинулась в сторону. С тонкой губы её упала на лист воробьиного горошка тяжёлая капля яда. И лист сразу же стал чёрным.

 

САМОЕ ГЛАВНОЕ ВОЛШЕБСТВО

  Жил на свете волшебник. Всё он мог, но ничего его не радовало. Махнёт рукой — дворец появится, махнёт ещё - пустыня возникнет или море разольётся. Посмотрит волшебник на всё это и скажет: «Ну и что?» И решил он узнать, что люди о счастье говорят. Почему они ничего не могут, а счастливы бывают?

 Вот раз встретил волшебник человека, который нёс мешок.

— Тяжело? — спрашивает волшебник.

 — Куда уж тяжелей, — отвечает человек.

— Хочешь, тебе всегда легко будет? Хочешь, всё будет делаться само собой?

— Нет, — отвечает человек, — от такого счастья уволь.

 Удивился волшебник:

— Тебе же тяжело?

— Так и должно быть, — отвечает человек, — будет всё легко, чему же тогда радоваться?

— Наверно, ты прав, — сказал волшебник, — я вот всё могу, а радости нет.

— И дом можешь с крыши построить? — спросил человек.

 Волшебник махнул рукой, и в воздухе появилась крыша с трубой и дымом. Потом появились стены, фундамент, забор и сад за ним.

— Здорово, — сказал человек, — только лучше, когда всё это своими руками построишь.

— Ты и на самом деле счастлив? — спросил волшебник.

— Донесу мешок до места, сделаю дело — вот и радость у меня.

— Дай мне свой мешок, — попросил волшебник, — я понесу.

 Путь был долгим. Несёт волшебник мешок и спрашивает:

- Далеко ещё?

- Далеко, - отвечает человек.

- Отдохнуть можно?

- Лучше не надо, а то радость будет неполной.

Тяжело было волшебнику, махнуть бы на всё рукой и  очутиться на месте, но он терпел. Хотелось хоть раз в жизни испытать недоступную ему радость. Наконец человек сказал:  — Пришли.   Сбросил волшебник мешок, упал на землю, и по лицу у него расплылась счастливая улыбка. — Теперь понимаешь, что такое счастье? – спросил человек. — Понимаю, — ответил волшебник.- Спасибо тебе, человек, за науку.  — И тебе, волшебник, спасибо, - ответил человек, - помог мешок донести.  С тех пор волшебник забросил своё мастерство. Своими руками построил дом, вырастил сад и каждое утро ещё до солнышка вставал и шёл работать в поле. Работая, он пел. Со всеми был добр и приветлив. Дня у него не проходило без радости. Встречая человека, который работает с удовольствием и песней, улыбнись ему. Может быть, это и есть Волшебник, который умеет всё на свете.

 

ХОРОШЕЕ

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!» А сестрёнка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

— Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!» А няня тут как тут:

— Убери посуду, Юрочка.

— Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!» А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

— Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

— Что бы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

 

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

 Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал. – Мама, что это за птицы? – спросил он. – Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья. Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал: – Ай-ай, они украли у нас еду! – Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать. Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.                                                                                            

Автор Леонардо да Винчи

 О ПЛОХОМ И ХОРОШЕМ

 Шли как-то по пустыне два друга. Устали от долгого пути, поспорили и один сгоряча дал пощечину другому. Товарищ перетерпел боль и ничего не сказал в ответ обидчику. Лишь написал на песке: «Сегодня получил от друга пощечину».             Прошло еще несколько дней, и они оказались у оазиса. Стали купаться, и получивший пощечину едва не утонул. Первый товарищ вовремя пришел на помощь. Тогда второй высек надпись на камне, гласившую, что лучший друг спас его от смерти. Увидев это, товарищ попросил объяснить его свои поступки. И второй ответил: «Об обиде я сделал надпись на песке, чтобы ветер быстрее стер ее. А о спасении – высек на камне, чтобы никогда не забывать о случившемся».

Эта притча о дружбе помогает понять, что плохое нельзя долго хранить в памяти. А вот о хороших поступках других людей никогда не следует забывать. И еще – нужно дорожить друзьями, так как в трудную минуту именно они часто оказываются рядом с человеком.  

 

 

Легенда о материнской любви

У матери был единственный сын — дорогой, ненаглядный. Души в нём мать не чаяла; по капельке собирала росу для умывания, из тончайшего шёлка вышивала рубашки. Вырос сын — статный, красивый. Женился на девушке изумительной, невиданной красоты. Привёл молодую жену в родную хату. Невзлюбила молодая жена свекровь, сказала мужу: “Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях”.

Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: “Чтобы и духом матери не пахло в доме. Пересели её в сарай”.

Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать из тёмного сарая. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.

Рассвирепела жена, прибежала к мужу: “Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне”. Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: “Пойдёмте, мама, покупаемся в реке”. Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: “Что ты, мама, спотыкаешься? Почему не смотришь под ноги? Так мы до вечера будем идти к реке”.

Пришли, разделись, искупались. Пошёл сын с матерью в дубраву, наломал сухих сучьев, разжёг костер, убил мать, вынул из груди сердце. Положил на раскалённые угли. Вспыхнул сучок, треснул, полетел уголёк, ударил и лицо сыну, обжёг. Вскрикнул сын, закрыл ладонью обожжённое место. Встрепенулось сердце материнское, горящее на медленном огне, прошептало: “Сыночек мой родной, тебе больно? Сорви листок подорожника, вот растёт у костра, приложи к обожжённому месту, к листу подорожника приложи сердце материнское… Потом в огонь положишь”.

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце в ладонь, вложил его в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так горячо и преданно, как родная мать.

И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами высокими.

Василий Сухомлинский

 

 

НЕНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«Кукушка»

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери.

Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.

От жизни такой, от работы тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:

- Детки, воды мне дайте... Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Старший говорит: - Я без пимов.

Другой говорит: - Я без шапки.

Третий говорит: Я без одёжи.

А четвёртый и совсем не отвечает.

Сказала тогда мать: - Близко от нас река, и без одёжи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!..

Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали.

Наконец захотел старший есть - заглянул в чум. Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли.

Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Закричал старший сын: - Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!

Тут побежали дети за матерью, кричат ей: - Мама, мы тебе водички принесли!

Отвечает им мать: - Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я...

Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой ей протягивают.

Меньшой сынок кричит: - Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!

Отвечает мать издали: - Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я...

Так бежали за матерью дети много дней и ночей - по камням, по болотам, по кочкам.

Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.

 

 

КОРЕЙСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«Материнская любовь»

Давным-давно в деревне, неподалёку от города Кэсона, жила бедная крестьянская семья. Муж работал на поле у богатого соседа, а жена пекла на продажу рисовые хлебцы. Так и жили они, сводя кое-как концы с концами.

И был у них сын Хан Сек Бон, которого они любили больше жизни. Дружно жила семья бедняка, пока не нагрянула на них непоправимая беда: отец тяжело заболел и умер. Умирая же, сказал он своей жене:

— Пусть наш сын будет учёным, и тогда все его станут уважать.

И жена пообещала мужу выполнить его последнее желание.

Когда Хан Сек Бону исполнилось семь лет, мать сказала:

— Пора выполнить волю отца. Десять лет предстоит тебе провести в учении. Ты познаешь за это время тысячу иероглифов, выучишь лучшие стихи, научишься медицине и прочтёшь книги философов. После этого ты сможешь выдержать экзамен в Сеуле и станешь учёным, как хотел отец.

Хан Сек Бон ушёл учиться в Кэсон, и мать осталась одна в своём маленьком домике. Никто в деревне лучше неё не пёк рисовых хлебцев. Они были и вкусны, и красивы, всегда одинаковые, ровные, пышные. И поэтому все соседи покупали хлебцы только у неё.

Не было такого вечера, чтобы мать не думала о своём мальчике. Она скучала без него, горевала и плакала. По ночам мать высчитывала, сколько лет, месяцев и дней пройдёт, прежде чем она увидит дорогого сына.

Но дней до встречи оставалось ещё много.

И вот как-то вечером мать услышала близ чиби чьи-то шаги. Она открыла дверь и узнала своего сына.

Мать видела, что Хан Сек Бон измучен дальней дорогой, ей хотелось броситься к мальчику, прижать его к своей груди.

Но она не сделала этого. Она даже не улыбнулась своему сыну, только спросила:

— Почему ты вернулся раньше времени? Разве ты уже постиг все науки и можешь держать экзамен?

Хан Сек Бон не ожидал такого сурового приёма от матери. Он заплакал и сказал:

— Я очень устал. Много десятков ли прошёл я пешком и не ел со вчерашнего утра. Накормите меня, а утром я всё вам расскажу.

Ах, как хотелось матери обнять своего сына, поцеловать его, накормить лучшим, что было в доме, и уложить на циновку! Но она ничего этого не сделала, а спросила снова:

— Разве ты уже постиг все науки, которые должен был познать за десять лет?

Сын ответил:

— Я изучил все науки, которые полагается пройти за десять лет, и потому вернулся к вам раньше времени.

— Тогда возьми кисточку, тушь, бумагу и напиши первые десять иероглифов, — сказала мать.

Когда сын вынул из мешочка, что висел у него на поясе, тушь и кисточку, мать задула огонёк светильника и сказала:

— Ты будешь рисовать в темноте иероглифы, а я — печь хлебцы.

Через некоторое время мать воскликнула:

— Хлебцы готовы!

И с этими словами она вновь зажгла светильник. Хан Сек Бон показал матери свою работу. В темноте иероглифы вышли некрасивые, неровные, и в нескольких местах были даже кляксы.

Тогда мать сказала:

— Посмотри на мои хлебцы.

Хан Сек Бон посмотрел на хлебцы. Они были ровные, красивые, одинаковые, аккуратные, точно мать пекла их при ярком свете.

А мать положила на плечо сына руку и промолвила:

— Возвращайся в Кэсон и приходи домой, когда минует срок и ты будешь знать в совершенстве всё, что полагается тебе знать.

Взмолился Хан Сек Бон:

— О, позвольте мне остаться хотя бы до утра! Я шёл к вам не останавливаясь много дней и ночей, и нет у меня силы снова идти в такой далёкий путь.

— Нет у тебя времени для отдыха, — ответила сурово мать. — Вот тебе на дорогу хлебцы — и прощай!

Пошёл Хан Сек Бон в темноте по горным тропам. Тяжела была дорога в древний город Кэсон. Не раз преграждали ему путь горные потоки и завывали поблизости дикие звери.

Хан Сек Бон шёл и горько плакал. Ему казалось, что мать несправедлива и жестока к нему, что она разлюбила его за те годы, что прожил он в Кэсоне.

Утром он развязал платок, в котором лежали хлебцы, и снова увидел, что хлебцы, испечённые в темноте, были прекрасны — один к одному, один к одному!

И тогда Хан Сек Бон впервые подумал: «Мать смогла в темноте выполнить хорошо свою работу, а я не смог. Значит, она делает своё дело лучше, чем я!».

Подумав так, Хан Сек Бон поспешил в Кэсон.

Прошло ещё пять лет — и вновь мать услышала вечером шаги у своего домика. Она открыла дверь и снова увидела сына.

Хан Сек Бон протянул к матери руки, но мать сказала:

— Все ли науки ты постиг, что пришёл домой?

— Все, — ответил сын.

И, вынув из мешочка бумагу, тушь и кисточку, он задул светильник.

Через десять минут Хан Сек Бон сказал:

— Можете зажечь светильник!..

Мать осветила комнату и подошла к сыну. Перед ней лежал лист бумаги, заполненный иероглифами. Иероглифы были все чёткие, ровные, красивые, один к одному, один к одному!

И тогда мать воскликнула:

— Как я ждала тебя! Как я соскучилась! Дай мне насмотреться на тебя, дай мне прижать тебя к своей груди!

…Прошли годы, и Хан Сек Бон стал знаменитым учёным. Когда же ученики спрашивали его, как он стал таким учёным, Хан Сек Бон отвечал:

— Материнская любовь научила меня не щадить себя, делать всё хорошо и честно. А кто делает всё хорошо и честно, тот может стать всем, кем захочет.

 

 

НАНАЙСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«Айога»

В роду Самаров жил один нанаец - Ла. Была у него дочка - Айога. Красивая девочка. Все её очень любили...

Айога загордилась. Стала рассматривать своё лицо. И понравилась сама себе. Смотрит, не может оторваться. Глядит не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде любуется. Совсем стала Айога ленивая. Всё любуется собой.

Вот однажды говорит ей мать:

- Пойди принеси воды, Айога!

Дочка отвечает:

- Я в воду упаду.

- А ты за куст держись, - говорит ей мать.

- Куст оборвётся! - отвечает Айога.

- А ты за крепкий куст возьмись.

- Руки поцарапаю...

Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

- Я схожу за водой, мать.

Пошла и принесла воды.

Замесила мать тесто. Сделала лепёшки. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит:

- Дай мне лепёшку, мать! - Горячая она. Руки обожжёшь, - отвечает мать.

- Я рукавицы надену, - говорит Айога. 

- Рукавицы мокрые.

- Я их на солнце высушу.

- Покоробятся они, - отвечает мать.

- Я их мялкой разомну.

- Руки заболят, - отвечает мать. - Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.

Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла за дверь, на реку. Смотрит на своё отражение в воде.

А соседская девочка жуёт лепёшку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у неё вытянулась - длинная стала. Говорит девочка Айоге:

- Возьми лепёшку. Мне не жалко!

Совсем разозлилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости - так замахала, что руки у неё в крылья превратились.

- Не надо мне ничего-го-го! - кричит.

Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит: - Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!..

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.

Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит.

- Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!

Литература для родителей

Детская правда

Надежда Дробышевская

Книга, которую читать больно, но прочитать необходимо. Надежда Афанасьевна Дробышевская, врач-психолог, несколько лет работала в клинической психиатрической больнице. Она пишет о детях, с которыми она работала (дети второго семилетия жизни), которым она СОЧУВСТВОВАЛА как человек, как врач, как христианка. О детях, которых боятся взрослые. О детях, которые кажутся безнадёжно изуродованными внутренне. О детях с выплаканными глазами. Надо увидеть глазами автора, что происходит там, где мы не бывали вообще или раз-другой в качестве посетителей.

Дробышевская говорила с детьми так, как не удавалось НИКОМУ в их жизни. Поэтому и узнавала их ДЕТСКУЮ ПРАВДУ. И нам рассказывает, какими общими усилиями наше общество ДЕЛАЕТ таких детей вместо того, чтобы помогать им стать другими. Конечно, семейный алкоголизм на первом месте, но сколько семей вполне респектабельных, откуда выходит такая «продукция», потому что нет внимания, любви и минимальной педагогической и психологической грамотности!..

Не должны быть потеряны дети

Надежда Дробышевская

Н.А.Дробышевская, врач-психотерапевт, опираясь на многолетний опыт работы с трудными детьми, анализирует различные аспекты проблем социального сиротства, семейного неблагополучия и преступности несовершеннолетних. В книге приводятся случаи из жизни детей, мысли и слова самих подростков о том, какой должна быть настоящая семья. Автор рассматривает поставленные проблемы как со стороны самих детей, так и со стороны родителей и государства. Такое тонкое психологическое исследование дает возможность глубже понять горе, с которым сталкивается уязвимая детская психика, и вместе с тем осознать важность сотрудничества с Церковью для спасения детской души. Для широкого круга читателей.

Как стать образцовым мужем:

о мужском призвании, чести и предназначении

Как остроумно заметил А.П.Чехов: «Настоя­щий мужчина состоит из мужа и чина». Можно сказать, что мужчина - это мужской чин. А чин - это особое место в Небесной иерархии. И в этой Небесной иерархии мужчина представ­ляет свою семью, свой род. Поэтому он занимает особое, первенствующее положение в иерархии семейной. В своей семье мужчина может быть только главой - так установил Господь

Как стать образцовой женой

Семья, любовь, брак — являются не временным удовольствием, но долгим и кропотливым трудом. А любящие друг друга люди пронесут его через всю совместную жизнь. Счастье и судьбу близких мы держим в своих руках, о чём в книге расскажут читателю опытные духовники. С любовью и благочестивой верой они раскроют смысл исконного женского призвания — жены и матери. Сложная и многогранная тема взаимоотношений между мужчиной и женщиной, рассмотренная автором, затронет каждого читателя и будет несомненно полезна.

Православные праздники

Книга посвящена описанию основных православных праздников — Святой Пасхи Господней, двунадесятых, недвунадесятых и престольных празднеств, а также празднований в честь известных чудотворных икон. Текст великолепно иллюстрирован репродукциями произведений русских иконописцев XII — начала XX века.

Философия для детей (в сказках и рассказах)

Андрианов М.А.

Книга научит ребенка не только размышлять о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера, но и значительно уточнит его восприятие и оценку всего окружающего. Она будет способствовать глубокому проникновению в себя и в сложный мир межчеловеческих отношений. В целом же "Философию для детей" можно считать одним из направлений так называемой гуманной педагогики, цель которой - комплексное воспитание гармоничного и культурного человека, человека с красивой душой.

Эта книга предлагает юным читателям и их взрослым наставникам заново открыть для себя науку о человечности. Она системно и поэтапно знакомит с общечеловеческими ценностями, с главными положениями в области этики и эстетики, формирует духовную основу для мудрого и высоконравственного поведения в будущем.

Что скрывают от молодых.

Соблазны и болезни века

Константин Вячеславович Зорин

Сегодня многие средства мас­совой информации ведут оголтелую пропаганду нездоро­вого образа жизни и навязывают «идеальный» образ человека. Жертвой такой кампании становится прежде всего подрастающее поколение. Играя на его чувствах и страстях, телевидение и пресса соблазняют тем, что опа­сно для души и вредно для тела. Автор разъясняет, о чем умалчивает броская реклама табака, алкоголя, рок-му­зыки, абортов и «свободной любви». Книга адресована широкому кругу читателей, которые не желают быть об­манутыми и хотят иметь здоровое потомство.

Ребенок в заэкранье

В. Абраменкова

Компьютерные игры вытесняют из жизни наших детей традиционные игры и игрушки. Современные дети проводят перед экранами мониторов почти все свое свободное время, “с головой” погружаясь в виртуальный мир. Порой кажется, что в реальности существует лишь “оболочка” маленького игрока, а сам он находится где-то очень далеко. Эта проблема не может не беспокоить психологов, педагогов и родителей. В предлагаемой брошюре доктор психологических наук В.В. Абраменкова анализирует пагубные плоды такого времяпрепровождения и дает родителям ценные советы по освобождению ребенка от компьютерной зависимости.

Непознанный мир веры 

Жукова М.Г.

        "Со страниц этой книги с вами будут беседовать о вере ученые, художники, писатели, полководцы, общественные деятели, космонавты, артисты, певцы и музыканты. Вы узнаете поразительные факты из истории и современной жизни христианства, факты, которые тщательно, порой столетиями, скрывались от большинства людей. Вам откроется богатейший материал для размышлений, а выводы вы будете делать сами.

          Кто знает, может быть человек, ищущий истину, откроет на страницах этой своеобразной «мозаики» некий лично для него Богом уготованный и только ему понятный ответ. А православный читатель най­дет здесь немало полезных, иногда весьма неожидан­ных фактов для укрепления своей веры."

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Свобода и зависимость

Илья Шугаев

Эта книга предназначена, прежде всего, для подростков и взрослых, интересующихся проблемой употребления веществ, вызывающих зависимость: табак, алкоголь, наркотики, а также для педагогов, желающих вести занятия по профилактике употребления этих веществ.

Живое слово. Духовная жизнь в вопросах и ответах.

Духовная жизнь каждого человека подразумевает непрестанное самосовершенствование. На этом пути неизбежны победы и поражения. К сожалению, иногда бывает не у кого спросить, как поступить в конкретной ситуации. Это издание, конечно, не заменит духовника, но поможет разрешить многие вопросы о духовной жизни. Книга составлена на основании трудов святых отцов и почитаемых современных подвижников благочестия. Для удобства в содержании отражены не только общие темы, но и все вопросы. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Чтобы ребенок не был трудным

Татьяна Шишова

В наши дни вопросы воспитания детей интересуют множество родителей. Но порой бывает непросто разобраться в разных направлениях и методиках, понять, какой стиль воспитания не повредит ребенку, а, наоборот, будет способствовать гармоническому развитию его личности.

Книга «Чтобы ребенок не был трудным» — не плод досужих домыслов кабинетного ученого. Она создавалась на основе практической работы, в процессе наблюдения за детьми. Как за «трудными», с которыми проводились психокоррекционные занятия, так и за «легкими», которым подобные занятия не требовались, но с которыми у родителей периодически возникали проблемы, и тогда они в поисках решения обращались к специалистам. Автор книги — Татьяна Львовна Шишова — православный педагог, публицист, драматург, член Союза писателей России и один из создателей (в соавторстве с Ириной Яковлевной Медведевой) оригинальной методики куклотерапии — коррекции детских поведенческих расстройств при помощи кукольного театра. Автор делится своим опытом, размышляет и дает конкретные советы, как найти с ребенком общий язык и сохранить его нравственное и психическое здоровье. Иными словами, как добиться того, ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ БЫЛ ТРУДНЫМ.

Библия, изложенная для семейного чтения

В наступившем 2007 году мы предлагаем нашим юным читателям и их родителям Библию для ежедневного семейного чтения в изложении для детей среднего и старшего школьного возраста.

Нет на свете человека, который не спрашивал бы себя: «Кто я такой? Зачем я живу? Каково мое назначение? По каким духовным законам я должен совершать свой земной путь? Что будет со мной после смерти, которая неизбежна для всех?» Порой даже старые и опытные люди не могут дать точный ответ на эти вопросы. А если и отвечают, то каждый по-своему, поэтому полной правды в их суждениях нет.

Между тем ответы на эти вопросы существуют. Они записаны в важнейшей для христиан книге – в Библии, или в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов.

Уже в первой из библейских книг, в книге Бытия, дается понятие о Высшем Существе – Едином Боге, открывается величественная картина создания мира и первых людей.

К Отечеству Небесному.

Душеполезные беседы и рассказы из жизни святых

в пересказе для детей

 Кто хочет быть учеником Христа, тот должен устроить свою жизнь на земле так, как будто он, идя на родину, в свой вечный город, временно зашел на землю запастись силою веры и добрыми делами, чтобы войти в вечные обители Отца Небесного. У преподобного Сильвестра Печерского, продолжателя летописи известного Нестора, однажды спросили:

— Почему ты, отче, отказываешься от всякой собственности и не имеешь кельи для постоянного пребывания? — Потому, — ответил он, — что мы — не здешние; мы на земле — спасающиеся странники... Наше место жительства на небе: там и все сокровище наше, там и кельи для каждого из нас.

Грехи родителей и болезни детей

Константин Вячеславович Зорин

Автор пишет о страданиях ребенка в си­лу последствий родительских грехов таких, как близкородственный брак, сексуальная распущенность, алкоголизм, курение, нар­комания и прежде сделанные аборты. Ес­ли отец или мать провоцируют у дитя стрес­сы, психические травмы, межличностные и внутренние конфликты, то в дальнейшем это грозит телесными, психическими и ду­ховными заболеваниями. Тяжкие последс­твия проявляются иногда спустя десятиле­тия, и люди недоумевают о причинах своих бед. Не всегда можно четко определить, как именно грех приводит к болезни. Но порой это все же удается...

Закон Божий. О жизни христианской

протоиерей Серафим Слободской

Для того чтобы каждый человек, в ком живо стремление к Богу, кто помнит о своих христианских корнях и хочет понять духовную историю своего земного Отечества, мог легко найти начало пути своего духовного восхождения, составлена эта книга. Несмотря на то, что эта книга была создана отцом Серафимом более 50 лет назад, она и сегодня не потеряла своего значения, потому что говорит о главном и вечном - о Боге, о том, что было прежде нас и что останется, когда мы окончим странствие своего земного жизненного пути и возвратимся в наше Небесное Отечество, уготованное для нас прежде создания мира. Надеемся, что настоящее издание Закона Божия станет для современных читателей крепким посохом на пути возрастания в Боге, важным подспорьем при изучении истории Ветхого и Нового Завета, а тем, кто только делает свои первые духовные шаги в Православии, укажет верный путь и точные ориентиры в постижении Истины.

Елизавета Валентиновна Старикова

Чего не знают родители: Размышления вчерашней школьницы

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

(Ин. 1, 5)

Те, кто взял в руки эту книгу, наверное, думают: ну, сейчас мы узнаем, что от нас скрывают наши дети… Мы по инерции, сохранившейся от времени, когда воспитывали нас, думаем, что дети остались все теми же, как и прежде: иногда непослушными, немного наивными, но всегда стремящимися к мудрому, доброму, вечному.

Девочка, которая решилась рассказать нам о том, как воспринимают сегодняшние реалии дети, несмотря на юный возраст, уже не ребенок. Она ершиста и иногда непримирима к взрослым, иногда придает слишком большое значение негативу, с которым пришлось ей столкнуться. Но мы не стали приглаживать ее слова, убирать «шокирующие» примеры. Она пытается докопаться до причин и сыплет умными цитатами направо и налево. Мы не стали упрощать ее стиль, хотя он иногда и не походит на язык подростка. Но знаем ли мы, каким должен быть сегодня язык девушки, язык молодого человека? Они могут быть наполнены знаниями (вернее, информацией) так, что те перехлестывают через край, но все же они остаются детьми, которым не по силам справиться с этой лавиной. И те категоричность и вызов, которые так часто бросаются в глаза, не являются ли формой самозащиты и обращением к нам, взрослым, – услышать их, наших детей? Однако мы чаще всего слышим лишь раздражающий или ужасающий нас жаргон, но не стараемся увидеть, что творится в их душах.

Ребенок с «характером».

В помощь родителям: недетские проблемы детского возраста

Константин Вячеславович Зорин

Книга посвящена коррекции и профилактике различных аномалий детского характера. Рассматриваются такие острые проблемы, как курение, алкоголизм, агрессивность, тревожность, депрессивность, конфликтность и капризность ребенка, чрезмерное увлечение спортом и компьютером, поведение интернет-зависимых и сексуально расторможенных детей. Автор предлагает много практических рекомендаций по каждому вопросу. Книга адресована широкому кругу читателей, которые хотят вырастить и воспитать духовно, психологически и физически здорового ребенка.

Почему страдают дети

Константин Вячеславович Зорин

За что страдают дети, не имеющие лич­ных грехов, каких ошибок в воспитании следует избегать, чтобы не повредить ребен­ку, к чему приводит потеря смысла жиз­ни — вот далеко не полный перечень вопро­сов, которые рассматриваются в названной книге. Приводимые примеры и высказыва­ния призваны утешить того, кто испытыва­ет боль утраты родного ребенка или скорбит душой, сопереживая горю близких. Книга побуждает взрослых серьезнее задуматься о своей ответственности за рождение и вос­питание ребенка и предостерегает от роко­вых ошибок, за которые он расплатится сво­им здоровьем.

РОЖДЕСТВО И СВЯТКИ

Рождество-7 января Святки- с 7 по 19 января

Рождественской недели Скрипучие шаги. Нецелевые цели Под вектором ноги. Рождественских морозов Вполне раешный стиль И воздух - бело-розов И сладок, Как ваниль....

 РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – один из самых главных христианских праздников. В нашу жизнь Рождество «вернулось» совсем недавно. В недалеком прошлом о нем не принято даже было упоминать, зато сейчас это один из немногих государственных праздников.

– Ребята, что вы знаете о Рождестве?

Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями: колядки, ряжение.

В гости на Рождество принято звать самых близких людей, но это не значит, что не могут собраться друзья и знакомые. Важно, чтобы всем было хорошо в этот праздник, и никто не должен скучать в одиночестве.

В этот праздник принято колядовать.

– Вы можете сказать, что такое колядки?

Колядки - это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало кто знает сейчас эти песни. Но почему бы в весёлой, шутливой форме не поздравить хотя бы соседей? А те за поздравления и шутки - прибаутки угостят печеньем, пряниками, конфетами. В старину колядовщики пели: «Ты нас будешь дарить - мы будем корить! Коляда, коляда! Подавай пирога!».

Ой, да каждой зимушкой

Мы с подружкой Зинушкой, Шутками заряжены, Всюду ходим ряжены... Всласть поем- стараемся, А не повторяемся: Все наши колядочки Собраны в тетрадочке.

 

ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА

 7 дней, за 8 недель до Пасхи Февраль – март

 Начинаем проводы зимы - И согласно праздничной программе До ворот проводим зиму мы. А весна уже не за горами.

 МАСЛЕНИЦА – самый веселый, шумный народный праздник. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, но узнать о них будет интересно многим. Ведь Масленица - это не только блины, которые бывали в прежние времена и дома, и в гостях, и в

трактире, и прямо на улице. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции.

Понедельник – «встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай.

Вторник – «заигрыш», в это день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.

Среда – «лакомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи - все на стол мечи!» на первом месте в ряду угощений, конечно, блины.

Четверг – «разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» ( по часовой стрелке вокруг деревни). Главное мужское дело в этот день - оборона снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.

Пятница - «тещины вечера», в этот день зять едет «к теще на блины», а теща зятя привечает, угощает.

Суббота – «золовкины посиделки». Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощение - бесчисленные блины.

Воскресенье – «прощеный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.

Зиму принято изображать в виде соломенного чучела, обряженного в женское платье. В начале Сырной недели чучело с комической торжественностью встречают, а в последний день с шумом, смехом, плачем и шутками сжигают на огромном костре.

 

ПАСХА

 (Март – Апрель)

Православные христиане называют этот день «праздником праздников и торжеством торжеств». Это самый главный день православного церковного года. В этот день отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник.

Надо сказать, что Пасху празднуют не только православные христиане, но и представители других «ветвей» христианства. Подобные праздники

 есть и в других религиях. Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она - начало весны, пробуждение прир

оды.

Празднование Пасхи – многовековая традиция, поэтому мы просто расскажем о том, как на Руси издавна принято встречать Светлое Христово Воскресение.

У этого праздника всегда была и «развлекательная» сторона, правда, несколько приглушенная. Какие же развлечения приняты на Пасху? Устраивались всевозможные игры с пасхальными яйцами, хороводы, катание на качелях.

На Пасху принято было «христосоваться»  поздравлять друг друга с праздником, при этом родным и близким дарили крашеные яйца  символ жизни.

Узнать о проекте по ссылке https://adu.by/ru/uchitelyu/mezhdunarodnyj-kulturno-gumanitarnyj-proekt-kinouroki-v-shkolakh-mira.html

Ссылки на киноуроки (фильмы и методические пособия)

Международного культурно-гуманитарного проекта «Киноуроки в школах мира»


п/п

Киноурок

Тема

Ссылка на фильм и методическое пособие

1.

«ЭРА»

Мечта

https://www.youtube.com/watch?v=zYAjdcUS2NY&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=1

 Методические рекомендации

2.

«Не трус и не предатель»

Дружба

https://www.youtube.com/watch?v=4ELxWZgpYvc&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=20

 Методические рекомендации для начальной школы

 Методические рекомендации для старшей школы

 Презентация для начальной школы

 Презентация для старшей школы

3.

«Мандарин»

Радость за другого

https://www.youtube.com/watch?v=8KvE0G3STwQ&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=14

 Методические рекомендации для начальной школы

 Методические рекомендации для старшей школы

 Презентация для начальной школы

 Презентация для старшей школы

4.

«Новогодний подарок»

Добро

https://www.youtube.com/watch?v=w9hWdo0RazY&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=21

 Методические рекомендации

5.

«Воин света»

Отзывчивость

https://www.youtube.com/watch?v=H9QKo5x0nPE&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=6

 Методические рекомендации для начальной школы

 Методические рекомендации для старшей школы

 Презентация для начальной школы

 Презентация для старшей школы

6.

«Шайба»

Мужество

https://www.youtube.com/watch?v=AAFMB6MseWk&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=31

 Методические рекомендации для начальной школы

 Методические рекомендации для основной школы

 Методическое пособие для начальной школы

 Презентация для основной школы

7.

«Песня ветра»

Дружелюбие

https://www.youtube.com/watch?v=TyAF7Uwq2KA&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=22

 Методические рекомендации

 Презентация для начальной школы

 Презентация для старшей школы

8.

«Мой друг единорог»

Воображение, фантазия

https://www.youtube.com/watch?v=anY_8NOjCB8&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=16

 Методические рекомендации

9.

«Наследники Победы»

Патриотизм

https://www.youtube.com/watch?v=V5xJpkXp7ug&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=19

 Методические рекомендации для начальной школы

 Методические рекомендации для основной школы

 Презентация для начальной школы

 Презентация для основной школы

10.

«Хорошие песни»

Доброжелательность

https://www.youtube.com/watch?v=No_ETsbHtLQ&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=29

 Методические рекомендации

11.

«Друг в беде не бросит»

Помощь вместо осуждения

https://www.youtube.com/watch?v=ja9KjzK74Ao&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=8

 Методические рекомендации для начальной школы

 Методические рекомендации для старшей школы

 Презентация для начальной школы

 Презентация для старшей школы

12.

«Мой танец»

Честность

https://www.youtube.com/watch?v=0UL5ZAfa8b0&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=17

 Методические рекомендации

13.

«Ванька-адмирал»

Герой, пример для подражания

https://www.youtube.com/watch?v=pyzvQSbr9rE&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=4

 Методические рекомендации

14.

«Экзамен»

Аккуратность

https://www.youtube.com/watch?v=tn5qMJWHa5E&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=32

 Методические рекомендации

 Презентация для начальной школы

 Презентация для старшей школы

15.

«Когда небо улыбается»

Радость познания

https://www.youtube.com/watch?v=zRdbpS6qdbA&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=12

 Методические рекомендации

 Презентация

16.

«Мой друг Дима Зорин»

Благородство

https://www.youtube.com/watch?v=gqk4V7sZhro&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=15

 Методические рекомендации

17.

«Лошадка для героя»

Чувство долга

https://www.youtube.com/watch?v=wG2UXTLJUwQ&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=13

 Методические рекомендации

18.

«Три солнца»

Уважение

https://www.youtube.com/watch?v=VWfcBda0PQY&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=27

 Методические рекомендации

 Презентация

19.

«Другой мир»

Верность идеалам

https://www.youtube.com/watch?v=hgyC87GkAAw&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=9

 Методические рекомендации для начальной школы

 Методические рекомендации для старшей школы

 Презентация для начальной школы

 Презентация для старшей школы

20.

«Стеша»

Экология снаружи – экология внутри

https://www.youtube.com/watch?v=A0jqYK5nSdM&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=25

 Методические рекомендации

21.

«Музыка внутри»

Милосердие

https://www.youtube.com/watch?v=1DRO4blVHTo&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=18

 Методические рекомендации

 Презентация

22.

«Трудный выбор»

Моральный выбор

https://www.youtube.com/watch?v=bODI1ZRvEsw&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=28

 Методические рекомендации для начальной школы

 Методические рекомендации для старшей школы

 Презентация для начальной школы

 Презентация для старшей школы

23.

«За руку с Богом»

Бескорыстие

https://www.youtube.com/watch?v=_BZ-HKvYR2U&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=11

 Методические рекомендации для начальной школы

 Методические рекомендации для старшей школы

 Презентация для начальной школы

 Презентация для старшей школы

24.

«Великий»

Справедливость

https://www.youtube.com/watch?v=_VDmjCNah10&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=5

 Методические рекомендации

25.

«Честь имею»

Честь

https://www.youtube.com/watch?v=l1_I0cr2Wi8&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=30

 Методические рекомендации

26.

«Дом»

Коллективизм

https://www.youtube.com/watch?v=0GQhks1lgyc&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=7

 Методические рекомендации

 Презентация

27.

«Там, где мечтают медведи»

Ответственность (перед миром и человечеством)

https://www.youtube.com/watch?v=Rk18ODVO5mM&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=26

 Методические рекомендации

 Презентация

28.

«БВ»

Прощение

https://www.youtube.com/watch?v=62YJBA93vMI&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=3

 Методические рекомендации

 Презентация

29.

«Пять дней»

Созидательный труд

https://www.youtube.com/watch?v=vELOcIYTiY8&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=24

 Методические рекомендации

30.

«Если бы не я»

Сила воли, сила духа

https://www.youtube.com/watch?v=sZ1tVdy8RFk&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=10

 Методические рекомендации

 Презентация

31.

«Александр»

Ответственность (за свои поступки)

https://www.youtube.com/watch?v=h84gWNTE8xw&list=PLh4rXzDRt0XnfpdfvXZlVcCGHxMeSObJ7&index=2

 Методические рекомендации

 Презентация

32.

«Интервью с неудачником»

Единство слова и дела

https://youtu.be/i2SlRk-f9Fo

 Методические рекомендации

 Презентация

33.

«Мост»

Стойкость, выносливость

https://youtu.be/dEiFCZeInQQ

 Методические рекомендации

 Презентация

34.

«Навсегда»

Смелость, отвага

https://youtu.be/2N1H9Eq-JGA

 Методические рекомендации

 Презентация: автор Данилова Ю.А.

 Презентация: автор Дрожалкина И.В.

 Презентация: автор Исакова Т.Б.

 Рекомендации для проведения кинолектория родителям

35.

«Первое дело»

Убежденность, идейность

https://youtu.be/X8VZmzJLpc4

 Методические рекомендации

 Презентация

36.

«Письма»

Целомудрие

https://youtu.be/VBvUVQf3Z3g

 Методические рекомендации

 Презентация

37.

«С Новым годом, Раиса Родионовна!»

Благодарность, признательность

https://youtu.be/xNP4dG-lbVg

 Методические рекомендации

38.

«Чистодей»

Трудолюбие

https://youtu.be/9qIewKUFD-4

 Методические рекомендации

 Презентация

39.

«Школьные ботаны»

Целеустремленность

https://youtu.be/lvg5Nq4liSc

 Методические рекомендации

 Презентация

40.

«Восьмое марта»

Внимательность, наблюдательность

https://youtu.be/B6_d4ZlJLEE

 Методические рекомендации для начальной школы

 Методические рекомендации для основной школы

 Презентация 

При изложении материала на занятиях в воскресной школе, основной акцент делается на нравственную составляющую православной культуры. Такой подход отражает позицию заключающуюся в том, что православная культура должна запечатлеваться в глубине души ребенка и находить отражение в его жизни, что должно выражаться в первую очередь в нравственных установках.

В первом классе учащиеся знакомятся с краткой библейской историей, основными религиозными понятиями, главными православными праздниками.

Учебный процесс построен с расчетом на то, что основной объем знаний дети будут усваивать на уроках. Домой, как правило, даются лишь небольшие задания на размышление.

Кроме теоретических знаний, воспитанники воскресной школы участвуют в праздничных мероприятиях посвященных Рождеству Христову и Пасхе. Ребята готовят театральные постановки, разучивают стихи и песни. Родители с удовольствием приходят посмотреть на своих чад и вместе с ними отпраздновать самые главные праздники православного мира.

Каждый год организуются паломнические поездки для учащихся воскресных школ города Щучина. Дети имеют возможность посетить жемчужины православной Беларуси: Жировичский монастырь, Мурованскую церковь, Раковичскую церковь и др. святыни. Посещая святые места, ребята учатся вести себя в храме на богослужениях, правильно осенять себя крестным знамением, прикладываться к иконам, ставить свечи, подавать записки.

 

Батлейка «Рождество Христово»

 

Рождественские сладкие подарки от благочинного отца Александра Пастернака

 

Подготовка к Вербному воскресению

 

Чтение стихов в храме на праздник Жен Мироносиц

Семейная гостиная « Тепло родного очага» 

Урок памяти «Трагедия детских концлагерей»

У войны не детское лицо (вахта памяти)

Викторина «День матери»

Классный час для учащихся 6-го класса «Доброе братство милее богатства»

Классный час «Моя дорогая семья»

Классный час "ДЕНЬ ПОБЕДЫ"

Единый урок «О чём звонят колокола Хатыни?»  (презентация)

Праздник к Дню Матери «Мама- первое слово»  (видео)

Занятие «Друг познаётся в беде»

КЛАССНЫЙ ЧАС О НРАВСТВЕННОСТИ

Классный час по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 3-4 классов “Рождество Христово” 

Классный час в 3 классе "Азбука нравственного воспитания"

Нравственно — правовое воспитание Методические разработки

Час общения «О любимой семье моей»

ДЕНЬ ЗНАНИЙ В БИБЛИОТЕКЕ «Духовные ценности Беларуси»

Игра-путешествие «ОН, КАК ПАМЯТЬ ЛЮДСКАЯ, СТОИТ НАПОКАЗ» 

Интерактивная карта «ОН, КАК ПАМЯТЬ ЛЮДСКАЯ, СТОИТ НАПОКАЗ»

 

поделиться в: