Структура и содержание технологии

Теоретико-методологическая основа технологии

Школьная медиация является в настоящее время одной из самых перспективных технологий конструктивного разрешения конфликтов с участием посредника-медиатора, который является для участников спора нейтральным, беспристрастным. Он помогает конфликтующим принять взаимовыгодное решение и создает условия для конструктивного диалога. Понятие «медиация» происходит от лат. «mediare», что означает «посредничать». Медиация – это междисциплинарная область. Она лежит на стыке таких отраслей знания, как юриспруденция, психология, социология, конфликтология, лингвистика.

Теоретико-методологическую основу технологии составляют: положения системного и субъектно-деятельностного подходов в психологии (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, А.Н. Леоньтев, К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов, В.Л. Марищук, Л.В. Марищук), психолого-педагогические основы развития человека в учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Ф.И. Иващенко, Е. Касьяник, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Т.В.Черникова, С.Н.Чистякова, О.К. Шульга и др.); положения компетентностного подхода в организации образовательного процесса (И.А. Зимняя, Л.В. Марищук, А.В. Хуторской и др.);  положения теории, определяющие природу конфликта (А.Я. Анцупов, Ф.М. Бородкин, А.Г. Здравомыслов, Г. Зиммель, К. Левин, А.И. Шипилов, Б.И.Хасан и др.); п идеи педагогической конфликтологии (В.В. Базелюк, А.С. Белкин, В.И. Журавлев, М.М. Кашапов, М.М. Рыбакова, С.Ю. Темина и др.); применения медиативного подхода в разрешении конфликтов и споров.

Описание технологии

Эффективность процесса формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений определяется:

  • созданием в учреждениях образования школьной службы медиации;
  • специальным обучением взрослых и детей посредничеству и медиативному подходу;
  • использованием альтернативных форм разрешения школьных конфликтов, прежде всего, медиации;
  • развитием медиативного подхода как нового типа реагирования и поведения в конфликтной ситуации.

В структуре конфликтологической компетентности выявляют следующие компоненты:

  • Когнитивный компонент – это знание и понимание участниками межличностного взаимодействия причин возникновения конфликтов, их структуры, представление о себе и о другом, как об участнике конфликта, знание условий профилактики и альтернативных способов разрешения конфликтов.
  • Аффективный компонент определяется конструктивным отношением участников образовательных отношений к конфликтам, а также его участникам. Этот компонент проявляется в эмпатии, вербальной и невербальной сензитивности, умении понимать интересы и состояние другого человека, установках на позитивное взаимодействие, таких ценностных ориентациях как доверие, отрытость, сотрудничество, ответственность.
  • Поведенческий компонент – это умения и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, своевременной и точной ориентировки в конфликтных ситуациях, стиль и способы разрешения конфликтов, умения осуществлять посредничество при разрешении школьных конфликтов.

Успешному решению цели и задача инновационной деятельности способствует психолого-педагогическое моделирование воспитательного процесса в школе, результатом которого является разработанная технология.

Технология включает следующие блоки: 

  • целевой,
  • содержательный,
  • организационный,
  • операциональный,
  • диагностический,
  • результирующий.

Целевой компонент технологии – формирование конфликтологической компетентности участников образовательных отношений – выступает системообразующим фактором, определяющим результат практического применения и наполняемость других блоков модели. В сложном процессе формирования конфликтологической компетентности очевидна необходимость междисциплинарного сотрудничества с другими дисциплинами: психология общения, психология личности, право, педагогика, социология и другими.

Содержательный блок модели описывает основные компоненты конфликтологической компетентности, которая чаще всего рассматривается как вид социально-психологической компетентности. Связь компонентов конфликтологической компетентности определяется взаимообусловленностью когнитивных, аффективных и поведенческих составляющих. Когнитивный компонент – это осознание участниками межличностного взаимодействия причин возникновения конфликтов, понимание природы противоречий и конфликтов между людьми. Аффективный компонент определяется конструктивным отношением к конфликтам, а также его участникам. Этот компонент проявляется в эмпатии, вербальной и невербальной сензитивности, ценностных установках. Поведенческий компонент – это умения и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, стиль и способы разрешения конфликтов. 

Организационный блок определяется методами и формами реализации представленной технологии. Доминирующей формой реализации технологии является создание Школьной службы медиации, которая работает со всеми видами школьных конфликтов, а также со спорами, связанными с нарушениями дисциплины и правонарушениями со стороны учащихся на основе принципов медиативного и восстановительного подхода. Также технология предполагает обучение участников школьного сообщества новым способам разрешения конфликтов, способам восстановительной коммуникации и нового типа поведения в конфликтных ситуациях. Основными формами обучения выступают активные методы обучения и социально-психологический тренинг.

Операциональный блок модели предполагает формирование у участников образовательных отношений репродуктивных и продуктивных действий общения и взаимодействия, контроля и самоконтроля, рефлексии и самооценки, а именно умений распознавать и интерпретировать причины и источники конфликтов; вести межличностный диалог; осуществлять посредничество в контактах; анализировать и разрешать различного рода споры; оперировать знаниями, установками и навыками в условиях коммуникации и взаимодействия в реальном времени.

Диагностический компонент предполагает психолого-педагогическое тестирование (предварительное, текущее, итоговое), рефлексию и самооценку, выполняя роль механизма обратной связи, позволяющего выявлять уровень сформированности компонентов конфликтологической компетентности (аффективного, когнитивного и поведенческого), достижение диагностичных целей, а также прогнозировать успешность школьного учебного взаимодействия, вносить необходимые коррекции в каждый из компонентов технологии.

Результирующий компонент описывает возможные положительные изменения в личности участников образовательных отношений и психологической среде учреждения образования.