Теоретические основы технологии

Сегодня количество конфликтов в школьной среде растет. Возникают новые противоречия в процессе взаимодействия «учитель – ученик», «учитель – учитель», «учитель –  родитель» и т.д. Характерны конфликты между детьми разного возраста и социального происхождения, между одноклассниками за право быть лидером, между учащимися и учителями, учителями и родителями.

Медиативный подход - путь для разрешения таких ситуаций, в основе которого лежит ценность построения или восстановления конструктивных отношений, сотрудничество и умение договариваться в сложных ситуациях.

Школьная медиация - одна из самых перспективных технологий конструктивного разрешения конфликтов с участием посредника-медиатора, который является для участников спора нейтральным, беспристрастным. Он помогает конфликтующим принять взаимовыгодное решение и создает условия для конструктивного диалога.     

Ребенок большую часть времени проводит в школе, поэтому школьные отношения в значительной степени влияют на ребенка и на его дальнейшее развитие. Именно в школе он учится строить отношения с окружающими. Если за время обучения учащийся не освоил допустимые в обществе способы взаимодействия с другими людьми, возникает риск, что в дальнейшем он не сможет выстраивать личные и профессиональные отношения.

Если вы хотите с кем-то помириться или загладить вину и не знаете, как это сделать, – обратитесь в нашу школьную службу медиации!

В условиях модернизации образования в Республике Беларусь основной акцент ставится на развитие у учащегося, как субъекта учебного взаимодействия, инициативности, самостоятельности, ответственности, способности вступать в диалог с другим человеком, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Школьная служба медиации позволяет на практике обучать ненасильственным формам взаимодействия и демонстрирует преимущества конструктивного разрешения конфликта.

Школьная служба медиации удачно дополняет уже существующую систему управления школой. Благодаря применению медиативного подхода в практику работы учреждений образования вошли новые, эффективные формы разрешения конфликтных ситуаций.

Основные показатели эффективности деятельности школьной службы медиации являются:

1) снижение количества школьных конфликтов;

2) снижение количества правонарушений со стороны учащихся;

3) улучшение социально-психологического климата классного коллектива;

4) рост сотрудничества между педагогами и родителями;

5) более глубокая вовлеченность родителей в учебно-воспитательный процесс.

 

Критерии и показатели, согласно которым определяется  эффективность инновационной деятельности

Критерии

Показатели критериев

Качественные измерители/компонент

1. Конфликтологическая компетентность учащихся, педагогов, родителей, администрации

-когнитивный компонент;

-аффективный компонент;

-поведенческий компонент.

 

Анкетирование, тестирование коммуникативных способностей и навыков; методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной), анализ конкретных конфликтных ситуаций (по схеме анализа конфликта), тест «Уровень конфликтности личности», тест «Самооценка конфликтности».

2. Практическая готовность к осуществлению примирения в качестве посредника участников школьной службы медиации и разрешения конфликтов.

Наличие практических знаний и умений, необходимых для осуществления примирения в качестве посредника и проведения медиации

Моделирование учебной медиации, шкала оценки компетенций медиатора. 

3. Мотивационно-ценностная готовность к конструктивному разрешению конфликтов.

Толерантность, эмпатия, стремление к диалогу, ценностные ориентации.

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко), методика диагностики уровня эмпатических  способностей В.В. Бойко.

4. Овладение правовыми знаниями

Уровень правовой осведомленности участников образовательной среды об альтернативных способах разрешения споров и конфликтов

Анкетирование, тестирование, опросник правовой грамотности.

5. Социально-психологическая компетентность учителей

Стили взаимодействия, стиль разрешения конфликтов, локус контроля.

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной).

6. Психологическая безопасность образовательной среды

Взаимоотношения с учителями, взаимоотношения с учениками, возможность высказать свою точку зрения, сохранение личного достоинства, возможность обратиться за помощью, возможность проявлять инициативу, уважительное отношение.

Методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы».

7. Степень удовлетворенности деятельностью школьной службы медиации и примирения.

- учителей

- родителей

- учащихся

- администрации

Создание банка данных на основе мониторинга, использование опросника оценки удовлетворенности деятельностью.

8. Качество и эффективность деятельности школьных служб медиации и примирения.

Планирование  деятельности.

Мониторинг качества и эффективности деятельности.

Данные анкетирования, статистика разрешения школьных конфликтов с помощью альтернативных методов (качественный и количественный анализ).

 

Работа школьной службы медиации позволяет участникам образовательных отношений принимать более активное участие в разрешении проблем, возникающих в школьной среде, открыто говорить о своих чувствах и делиться своими идеями, позитивно оценивать разрешение конфликтных ситуаций, брать на себя ответственность за разрешение спора и возмещения вреда в случае противоправного поведения, управлять собственными конфликтами и предупреждать их, признавать право каждого на различия в личностных особенностях и мнениях. В результате практики медиации у учащихся повышается самооценка, развиваются лидерские качества, улучшаются коммуникативные навыки. Учащиеся приобретут навыки ассертивного (уверенного) поведения, научатся управлять своими эмоциями, будут ориентированы на разрешение конфликтов мирным путем.

Что дает медиация

Школьникам:

  1. Принимать более активное участие в разрешении проблем, возникающих в школьной среде.
  2. Учиться более открыто говорить о своих чувствах и делиться своими идеями.
  3. Учиться более позитивно оценивать разрешение конфликтных ситуаций.
  4. Брать на себя ответственность за разрешение спора и возмещения вреда в случае противоправного поведения.
  5. Учиться управлять собственными конфликтами и предупреждать их.
  6. Учиться признавать право каждого на различия в личностных особенностях и мнениях.
  7. Переносить в другие ситуации, а также во взрослую жизнь полученные навыки ведения диалога в процессе медиации школьники.

 

Родителям и родительскому комитету:

  1. Возможность обратиться в службу:
    • в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ними (в случае конфликта ребенка и взрослого при проведении медиации обязательно участие взрослого медиатора).
    • в случае конфликта с учителем.
    • по поводу конфликтов с администрацией.
  2. Можно освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.

 

Педагогам:

  1. Появляется возможность конструктивно управлять школьными конфликтами.
  2. Конфликты использовать в качестве воспитательной функции, которая при правильной организации может помочь развитию школьников.
  3. Приобрести новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде.
  4. Освоить новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.
  5. Освоить восстановительный подход для поддержания порядка в детской среде.
  6. Укрепить роль школьного самоуправления.

 

Школе:

  1. Снизить количество школьных конфликтов.
  2. В разрешении конфликтных ситуаций ориентироваться на конструктивные, примирительные способы.
  3. Снизить количество правонарушений со стороны школьников.
  4. Среди участников школьной среды повысить способность к сотрудничеству и взаимопониманию.
  5. Повысить уровень успеваемости.
  6. Улучшить социально-психологический климат школьного класса.
  7. Укрепить сотрудничество между педагогами и родителями, родители проявляют большую заинтересованность в учебной деятельности ребенка.